симфонический оркестр Москвы
Русская филармония

«Русская филармония» открыла сезон с Ямадой и Шрайбером

Издание: 
NEWSmuz.com
Дата публикации: 
2 Октябрь, 2013

Оркестр «Русская филармония» открыл сезон 2013/14 гг. под управлением японского дирижёра Казуки Ямады.

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» официально открыл свой сезон 2013/14 гг. концертом в Большом зале московской консерватории 25 сентября. За дирижерским пультом стоял молодой японский дирижёр Казуки Ямада. Концерт был посвящен двум юбилейным датам: 110-летию со дня рождения Арама Хачатуряна (1903 – 1978) и 140-летию со дня рождения Сергея Рахманинова (1873 – 1943). В первом отделении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940) А. Хачатуряна. Солист – бельгийский скрипач Леонард Шрайбер (Leonard Schreiber). Во втором – Симфония № 2 ми минор, ор. 27 (1907) С. Рахманинова.

Скрипичный концерт Хачатуряна был исполнен Леонардом Шрайбером очень живо и темпераментно. Он хорошо сумел передать восточный колорит музыки армянского композитора, всегда декларировавшего свою связь с народной музыкой. Первая и третья части носят в основном танцевальный характер. Эту разнообразную танцевальность Шрайберу удалось передать очень точно, варьируя разные ритмические рисунки скрипичной партии. Вторая часть носит безусловный отпечаток песенной народной стихии. Солист совместно с оркестром вдохновенно пропел ее. Нельзя не отметить прекрасное взаимопонимание солиста, дирижёра и оркестра.

Единственное замечание можно сделать по исполнению Шрайбером третьей части. В её начале солисту немного не хватило яркости звучания инструмента. Создалось впечатление некоторой усталости, которую Шрайбер преодолел, и коду концерта он провел ярко и красочно, что было вознаграждено бурными аплодисментами.

С особым интересом ожидалось исполнение Второй симфонии Рахманинова. Интрига состояла в том, насколько дирижёр, выросший в совершенно иной музыкальной культуре, сумеет адекватно исполнить эту очень русскую по духу музыку. Тем более, что в прошлом сезоне оркестр блестяще исполнил её под управлением своего главного дирижёра Дмитрия Юровского. (Это был тот знаменательный концерт 19 декабря 2012 г., с которого сбежал Андрей Гаврилов). Скажу сразу – Ямаде полностью удалось передать национальный колорит этой симфонии, несмотря на то, что её интерпретация заметно отличалась и от привычной нашему уху светлановской, и от трактовки Д. Юровского.

Я невольно вспомнил первый приезд в Москву Сейджи Озавы с оркестром Сан-Франциско, в 1973 оду, когда он покорил всех Четвертой симфонией П. Чайковского, исполненной очень по своему, но абсолютно убедительно, не потерявшей от этого своего национальной сути. Это сравнение тем более уместно, что Озава протежирует Ямаде.

азуки Ямада сумел выстроить форму Второй симфонии, что далеко не так просто. Форма – уязвимое место симфоний Рахманинова. Зачастую отдельные части, особенно медленные, при исполнении расползаются в бесформенность – этого иногда не избегал даже Е.Ф. Светланов – признанный мастер исполнения музыки Рахманинова.

Русскому слушателю привычно исполнение Второй симфонии Рахманинова как живописного полотна, исполненного широким живописным красочным мазком. Ямада же предлагает более строгое, «графичное» решение симфонии, более внимательное к деталям. У него очень рельефно прозвучали все оркестровые группы. При этом Ямада ушел от внешней демонстрации ритмического каркаса. Это наиболее явно проявилось в финальной части, где он несколько приглушил группу ударных, особенно литавр, при этом продолжая четко поддерживать форму. Хочу отметить мануальную технику Ямады – экономный, но очень точный жест, особо очень мягкий, выразительный у его левой руки. На это я обратил внимание в его первый приезд в Москву во главе Камерного оркестра Парижа на концерте 9 апреля 2013г. в концертном зале им. Чайковского.

Казуки Ямада более известен слушателям Санкт-Петербурга, нежели Москвы. Там он дирижировал в июне 2010 г. в Большом зале филармонии Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, прозвучали Первый фортепианный концерт Брамса, Первый скрипичный концерт Венявского и Концерт для гобоя с оркестром Ф. Гидаша. 4 марта 2012 г. в том же зале Ямада дирижировал тем же оркестром, исполнив Третью симфонию Бетховена и «Жизнь героя» Рихрада Штрауса.

В мае 2011 года Ямада на благотворительной основе дирижировал в Японии Уральским симфоническим оркестром из Екатеринбурга, приехавшим туда вскоре после страшного землетрясения.

На следующий день после московского концерта оркестр «Русская филармония» отправился на гастроли, в ходе которых он выступил в Лионе, Безансоне (Франция) и Братиславе (Словакия). За дирижерским пультом стоял Казуки Ямада. Солисты: скрипач Леонард Шрайбер и виолончелист Александр Князев.

Владимир Ойвин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31