симфонический оркестр Москвы
Русская филармония

Песни и сказки Фортуны

Издание: 
Газета «Культура»
Дата публикации: 
21 Февраль, 2011

...А лишние билеты “стреляли” за несколько кварталов от Московского Дома музыки. И удивляться было решительно нечему – оркестр “Русская филармония”, один из лучших в Москве, исполнял под управлением Сергея Тарарина кантату “Carmina burana” Карла Орфа – произведение, по подсчетам дотошных статистиков, входящее в число 25 самых популярных классических произведений всех времен и народов.

Но исполнял, подкрепляя музыкально-слуховой ряд изобразительным. Исполнял в канун дня всех влюбленных, назло иным чиновникам, не стесняющимся во всеуслышание говорить о том, что праздник этот “сообщает любви чувственный оттенок, что совершенно недопустимо”. А “Carmina burana”, особенно в исполнении “Русской филармонии”, это именно о чувственной любви, о прекрасности жизни. О весенней полноте чувств, о вкусе молодого вина и опьянении от юного поцелуя. О причудах судьбы и неистребимой надежде на лучшее – словом, обо всем том, что так свойственно молодости и что в такой хлещущей через край мере отразилось в сборнике стихов, давшем имя кантате Карла Орфа.

Не вписывающаяся ни в какие рамки “Carmina burana” родилась на губах и лирах молодых бродячих поэтов – вагантов где-то в глубинах таинственного немецкого XII века и почти шесть столетий пролежала под спудом в архивах старинного баварского монастыря Бенедиктбейерн, где и была обнаружена в начале позапрошлого века, вдохновляя с тех пор назло ханжам не одно поколение поэтов, художников и певцов. В кантате Орфа пьет и поет, кажется, все сущее в мире. Лужайка, на которой уединяются влюбленные. Многоголосый базар, ломящийся от снеди и питья. Горный поток и весенний воздух. И даже поджаренный на вертеле хрустящий и ароматный гусь. “Пьет народ мужской и женский, городской и деревенский, пьют глупцы и мудрецы, пьют транжиры и скупцы, пьют скопцы и пьют гуляки, миротворцы и вояки, бедняки и богачи, пациенты и врачи”.

Усложнял этот чувственный дух и задачу исполнителей – Эльвиры Хохловой, Александра Богданова и Андрея Батуркина, в помощь которым был отряжен хор Новой Оперы, – особенно трудной. “Вкус эпохи” отчетливо ощущался на устах у всех без исключения певцов, а Батуркин даже в строгом фраке иногда казался этаким подгулявшим баварским студентом-буршем со шпагой и кружкой пива в руке. Может быть, авторам концепции этого исполнения орфовской кантаты – в первую очередь Гаянэ Шиладжян – и вправду стоит подумать об исторических костюмах для солистов?

Шумел-гулял в московском “зимнем” оркестре сугубо весенний рейнский карнавал, когда даже самым строгим трезвенникам колокольни строгих готических соборов кажутся гигантскими бутылками пива, а самый типичный и педантичный немец внезапно превращается в свою полную противоположность. Но музыкальная атмосфера, созданная маэстро Тарариным, дышала именно этим карнавалом, даже чуть отдававшим безумными римскими сатурналиями.

Кстати, слушатель – и зритель, – присутствовавший в зале, мог не только услышать песни и голоса далеких предков, но и полюбоваться на них. Наверное, очень здорово, что стены Светлановского зала Московского Дома музыки не гладки и прилизаны, а шершавы, угловаты и ребристы. Именно на таких лики, запечатленные Сандро Боттичелли, Питером Брейгелем, Лукасом Кранахом Старшим и Иеронимом Босхом, выглядят вполне реальными и живыми лицами. Не святошами, не трезвенниками, не красавцами – но не странен кто ж? Едва ли не каждый сквозь пелену хмеля и веселья силится понять: что же будет, куда влечет меня всесильная Фортуна? Подарит калачом-бретцелем или угостит кнутом? “Мнил я: вверх меня несет! Ах, как я ошибся, ибо, сверзшийся с высот, вдребезги расшибся”, – писал замечательный поэт Лев Гинзбург, переложивший на русский древний вагантский сборник стихов. И задавал – вместе с авторами – главный вопрос: а можно ли повторить попытку? После исполнения кантаты “Русской филармонией” на этот вопрос можно ответить только утвердительно.

Георгий Осипов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31