симфонический оркестр Москвы
Русская филармония

Малиновый звон в Светлановском зале

Издание: 
Газета «Культура»
Дата публикации: 
31 Март, 2010

Ежегодно, 19 марта, Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония" отмечает день рождения. 10 лет назад, в 2000 году, он был учрежден Правительством Москвы, а 19 марта 2001 года музыканты дали свой первый концерт. Напомним, что до 2004 года коллективом руководил Александр Ведерников, а с 2006-го и по настоящее время - Максим Федотов. Впрочем, нелишне упомянуть о сильном менеджменте оркестра в лице директора Гаянэ Шиладжян. Такие акции, как осуществление мировой премьеры сочинения "Слава Святому Даниилу, Князю Московскому", специально созданного для оркестра выдающимся польским композитором Кшиштофом Пендерецким, совместные концерты с хором и оркестром Капеллы Джулиа Базилики Св. Петра (Ватикан) или участие в "Музыкальной ассамблее Кремля", свидетельствуют о большой креативности руководства. Среди партнеров и друзей оркестра, адресовавших в день его рождения немало теплых слов в адрес "Русской филармонии" (они были зачитаны со сцены ведущей), - ОАО "Российские железные дороги", Фонд Андрея Первозванного, Торгово-промышленная палата, Венский бал и Оперный центр Галины Вишневской...

Музыкальные приношения были преподнесены и многолетними солистами, постоянно сотрудничающими с этим коллективом. Пожалуй, наиболее ярким моментом вечера стало выступление баса Владимира Маторина. В ансамбле с "Русской филармонией" он спел целый ряд популярнейших произведений Мусоргского. Примечательно, что певец включил арии сразу двух персонажей из оперы "Борис Годунов": знаменитый монолог главного героя "Достиг я высшей власти" и песню охальника Варлаама, которой и завоевал симпатии зала. При внешней царской стати, Маторин гораздо естественнее чувствует себя в характерных ролях, что и подтвердило дальнейшее великолепное исполнение "Блохи" Мусоргского.

Другим гостем стал пианист Юрий Розум, выбравший для этого концерта "Рапсодию на тему Паганини" Рахманинова. Нельзя сказать, что совместная интерпретация Розума и Федотова стала безоговорочной удачей. Чувства праздничной эйфории и приятного волнения, как показалось, вошли в противофазу с достаточно мрачным и местами инфернальным колоритом сочинения. Рапсодия не сложилась ни по форме, ни по содержанию, и хотя была сыграна крепко, без видимых технических потерь, но осталась блеклым пятном в многоцветье общей яркой картины вечера.

А вот подарочный "бис" Юрия Розума оказался хорош: маэстро заинтриговал публику рассказом о некоей транскрипции "Серенады" Шуберта, которую якобы автор сделал специально для поздравлений своих друзей. Однако когда в середине пьесы тема трансформировалась в знакомый мотив "Happy birthday", стало ясно, что слушатели Светлановского зала оказались жертвами приятной и остроумной мистификации.

Другим сюрпризом стал выход Максима Федотова в амплуа скрипача и дирижера одновременно. В принципе, ничего в этом нового нет, за исключением того, что игралось весьма виртуозное как в сольном, так и в ансамблевом плане сочинение - "Интродукция и Рондо-каприччиозо" Сен-Санса. Понимая весь риск предприятия, Максим Федотов был очень ясен в своих намерениях, выразителен и эмоционален, но без злоупотребления рубато (что часто доставляет столько хлопот дирижерам), вел постоянный диалог с оркестром, оставаясь при этом лидером. Хорошо, чтобы все эти качества всегда присутствовали и тогда, когда музыкант меняет смычок на дирижерскую палочку.

Из двух произведений П.Чайковского, обрамлявших программу, приоритет хочется отдать увертюре "1812 год". "Итальянское каприччо", открывавшее концерт, было сыграно "на разогреве": оркестр звучал местами тускловато и вяло, целое расползалось на отдельные эпизоды, и лишь бойкая финальная тарантелла примирила с данным исполнением.

Увертюра "1812 год", завершавшая день рождения оркестра, прозвучала, напротив, весьма удачно. Очевидно, что музыка, требующая декоративных эффектов (вспомним недавнее представление орфовской "Кармины Бураны"), получается у Федотова органичнее. Участие духовой банды в мундирах и наличие живых колоколов в оркестре придало особый блеск и праздничный тон исполнению. Победа, осененная малиновым перезвоном, явно осталась за "Русской филармонией".

Евгения Кривицкая

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31