симфонический оркестр Москвы
Русская филармония

Изображая дирижера

Издание: 
Газета «Культура»
Дата публикации: 
26 Апрель, 2010

Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония" был основан в апреле 2000 года, и главным итогом прошедшего десятилетия может считаться уже то обстоятельство, что коллектив вообще еще жив и даже дееспособен, хотя, казалось бы, проводимый над ним в последнее время эксперимент оставлял на то не слишком много шансов. Между тем всего несколько лет назад "Русская филармония", возглавляемая тогда Юрием Кочневым, была весьма близка к тому, чтобы войти в первую "пятерку" столичных оркестров. Но с маэстро не продлили контракт и пригласили на его место известного скрипача Максима Федотова, предоставив тому уникальную возможность обучаться профессии сразу в должности главного дирижера. И "Русская филармония" стала стремительно терять завоеванные позиции. Только выступления с приглашенными дирижерами (например, недавний концерт с Хосе Курой и его земляком Марио Де Росе), все более и более редкие, еще свидетельствуют о том, что потенциал оркестра по-прежнему высок.

Наблюдая за Максимом Федотовым, стоящим за дирижерским пультом, невольно вспоминаешь крылатую фразу из анекдота: "А я палку не нашел и дубиной начал!" За прошедшее время Федотов освоил профессию примерно на уровне капельмейстера военного духового оркестра. Парадоксально, что, будучи сам скрипачом, и весьма неплохим, струнной группы Федотов-дирижер как будто даже и не замечает. С помощью темперамента и музыкантской (не дирижерской!) харизмы ему удается подчас эффектно подать тот или иной кульминационный момент, но оркестр в целом звучит под его управлением по большей части плоско и грубо. Как интерпретатор (если подобное слово вообще здесь уместно) он тяготеет к двум противоположным крайностям: музыка быстрая и энергичная превращается в некий сплошной "Танец с саблями", а всяческого рода лирические, созерцательные и уж тем более философские моменты предстают перед слушателями выхолощенными и абсолютно бесформенными.

Так было и в Четвертой симфонии Чайковского, открывшей один из юбилейных концертов оркестра в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Первые три части наводили тоску и уныние отнюдь не экзистенциального свойства. Складывалось ощущение, будто дирижер попросту отбывает тяжкую повинность в ожидании финала, где уже можно будет оттянуться по полной программе. И оттянулся, превратив финал симфонии Чайковского в некое подобие заключительного шабаша из "Фантастической" Берлиоза в аранжировке для духовых.

В Фантазии для фортепиано, хора и оркестра Бетховена Федотов благополучно отошел в тень, предоставив инициативу Александру Гиндину, благодаря которому, а также и Академическому Большому хору "Мастера хорового пения" под управлением Льва Конторовича данное произведение прозвучало в целом достойно. Тот же хор отчасти спасал и финал бетховенской Девятой, исполнявшийся как отдельный номер. Однако ближе к концу музыка стараниями дирижера начинала все больше походить по характеру на пляски южных народов, а квартету солистов решительно не удавалось слиться в тех самых объятиях, к каковым хор призывал миллионы. Зато оркестр на протяжении всего вечера ни разу не останавливался, что в данном контексте можно уже считать достижением.

...Предстоящий сезон для "Русской филармонии" также будет юбилейным: сейчас отмечают десятилетие выхода соответствующего постановления Правительства Москвы, а тогда будут праздновать аналогичную дату со дня первого выступления. По сведениям из надежных источников, контракт с Максимом Федотовым истекает нынешним летом, а значит, у коллектива есть шанс обрести в скором времени более профессионального и адекватного художественного руководителя. Право же, музыканты заслуживают лучшего, нежели играть роль "подопытных кроликов".

Дмитрий Морозов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31