симфонический оркестр Москвы
Русская филармония

Добрый лик Фортуны

Издание: 
Газета «Культура»
Дата публикации: 
12 Март, 2009

"Кармина Бурана" Карла Орфа в последние несколько сезонов устойчиво держится в репертуаре. Вот и сейчас это сочинение прозвучало с разницей в день в Большом зале консерватории и в Светлановском зале Дома музыки в исполнении двух совершенно разных команд...

Впрочем, продукт Симфонического оркестра Москвы "Русская филармония", осуществленный совместно с компанией "360 Project" в ММДМ, следует признать эксклюзивным. Орф мыслил эту кантату как сценическое действо, с декорациями и элементами пластики. "Русская филармония" творчески переосмыслила авторскую идею, снабдив кантату визуальным рядом. Действительно, состав исполнителей настолько огромен - три хора, полный симфонический оркестр, включая клавишные инструменты, солисты, - так что в условиях концертного зала развернуться и поставить мизансцены невозможно. А вот видеопроекции, не иллюстрирующие, а образующие параллельный ряд, сделать вполне по силам. Технологии "360 Project" позволили добиться максимально разнообразных эффектов: тут и крутящееся колесо фортуны - главный символ и философская сердцевина кантаты, и картины Боттичелли, Брейгеля, Босха, Кранаха. Причем спроецированы они были часто в виде "разрезанного" на двое полотна, с разными фрагментами изображения на левой и правой сторонах зала. Описывать визуальные спецэффекты можно было бы долго и много - в таких случаях, как говорится, "лучше один раз увидеть".

Что касается музыкального воплощения, то кантата Орфа дает возможность множественных решений, без особого ущерба для замысла композитора. Подобный феномен связан с тем, что в текстах из средневековой баварской рукописи "Бойренские песни" (а именно так переводится латинское название "Кармина Бурана") затронуто много образов, сюжетов, и каждый волен проакцентировать то, что отвечает его исполнительскому темпераменту.

Дирижеру Максиму Федотову, как показалось, прежде всего была близка стихийная мощь этой музыки. Начальный и финальный номера "О, Фортуна" были пронизаны экстатической силой, не в последнюю очередь благодаря интенсивному и наполненному звучанию Хора Академии хорового искусства имени Попова. Зажигательной танцевальностью были пронизаны многие фрагменты первой части "Весна": залихватские фразы у первых скрипок, оживленный звон бубна, колокольные мотивы, объединяющие все номера в единый сюжет.

По контрасту хорошо вышли и лирические вкрапления, например, первый номер "Весны", совершенно гармонировавший по своему настроению с одноименной картиной Боттичелли. Или следующая песня "Солнце согревает все", где достойно проявил себя солист, баритон Василий Гафаров, также воспитанник Академии хорового искусства имени Попова. Он же очень ярко и темпераментно провел сольный номер "Я аббат" во второй части "В таверне", где Орф создал злую пародию на стиль церковного пения.
А вот солист Камерного музыкального театра, тенор Алексей Сулимов был, пожалуй, несколько скован и звучал зажато в весьма разбитной Арии жареного лебедя (№ 12).

Точным попаданием в образ стали номера с участием сопрано Елены Митраковой, солистки Новой Оперы. Даже ее внешний облик в нежно розовом платье соответствовал и тексту ("девушка стояла в розовой тунике"), и общему мечтательному характеру музыки третьей части, вызывающему ассоциации не только с поэтичными богинями Боттичелли, но и картинами прерафаэлитов.

В целом же получилось динамичное, увлекательное действо, пронизанное жизнеутверждающими мотивами. И даже переменчивый лик Фортуны в этот вечер явно был повернут к артистам и слушателям "доброй" стороной.

Евгения Кривицкая

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31