симфонический оркестр Москвы
Русская филармония
ГБУК г. Москвы «Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»

Да здравствует виолончель!

Издание: 
"Труд" (онлайн-версия)
Дата публикации: 
15 Ноябрь, 2017

IX фестиваль Vivacello посвящен памяти Наталии Шаховской

В Москве 13 ноября открылся IX фестиваль виолончельной музыки Vivacello, посвященный в этом году памяти выдающейся исполнительницы и педагога Наталии Шаховской, ушедшей из жизни минувшей весной. Как и положено серьезному смотру мирового уровня, уже в концерте открытия, состоявшемся в зале имени Чайковского, наряду с классическими опусами прозвучала мировая премьера – Концерт для виолончели с оркестром известного британского композитора Майкла Беркли. Его исполнил художественный руководитель фестиваля, один из ведущих отечественных виолончелистов и, кстати, один из звездных учеников Шаховской – Борис Андрианов.

Виолончель – прекрасный, но до сих пор недостаточно оцененный публикой инструмент, считает Борис. Его богатому оттенками звуку подвластны самые разные стили музыки и пространства архитектуры. Начав когда-то с организации Vivacello, Борис теперь руководит как минимум тремя крупными музыкальными фестивалями – это, помимо названного, Vivarte в пространстве Третьяковской галереи и «Музыкальная экспедиция» в исторических городах и усадьбах Владимирской области. Разумеется, всюду в фокусе внимания виолончель и другие струнные инструменты. Но Vivacello (что по-итальянски означает «Да здравствует виолончель») – на особом счету. Это не только средоточие прекрасной музыки, но и настоящий парад лучших виолончелистов планеты.

Нынешний фестиваль планировалось открыть исполнением Виолончельного концерта французского композитора Анри Дютийе «Целый мир вдали…». Это образец классики ХХ века (1956 год), о яркой образности которого говорят уже названия частей – «Загадка», «Взгляд», «Волны», «Зеркала», «Гимн». К сожалению, случилась техническая накладка, ноты не прибыли вовремя в Москву. И французский виолончелист Ксавье Филлипс был вынужден произвести замену – сыграть Первый концерт Шостаковича. Думаю, публика не осталась внакладе: исполнение было темпераментным, а масштабная сольная третья часть – огромная медитативная каденция – прозвучала с настоящей глубиной и страстью.

Не остались слушатели и без Дютийе: на бис исполнитель предложил им «Строфы на имя Пауль Захер» – пьесу, посвященную одному из самых знаменитых дирижеров и музыкальных продюсеров ХХ века.

Контрастом авангардным звучностям Дютийе стали сочинения XIX века, основанные на венгерских мотивах. Одно из них – хрестоматийный Венгерский танец Иоганнеса Брамса в исполнении оркестра «Новая Россия» под управлением американского дирижера Джона Аксельрода (нынешнего главы Королевского симфонического оркестра Севильи), в этот вечер обеспечивавших симфоническую составляющую программы. Другое известно широкой публике гораздо меньше, хотя использует не менее популярные интонации. Это Венгерская рапсодия для виолончели с оркестром Давида Поппера – самого знаменитого виолончельного виртуоза позапрошлого века, автора многих сочинений для этого инструмента. Рапсодия – блестящая пьеса, ряд тем которой перекликается со Второй и другими венгерскими рапсодиями Листа – это народные мелодии, которые тот сделал всемирно знаменитым. Узнавание знакомого в неожиданном оркестровом и фигурационном оформлении составило пикантность этого номер, эффектно поданного «носителем традиции» – венгерским виолончелистом Ласло Феньё, профессором Высшей школы музыки в Карлсруэ.

Во втором отделении венгерский гость и оркестр предложили слушателям Концертштюк Эрнё Дорнаньи – один из обаятельных образцов модерна начала ХХ века, пьесу не столь технически сложную, сколь обладающую широким мелодическим дыханием, требующую от исполнителя совершенного владения искусством кантилены.

И наконец гвоздь программы – обещанная мировая премьера Концерта Майкла Беркли. Сегодня это один из признанных столпов новой британской музыки, командор ордена Британской империи, среди исполнителей которого был и наш великий Мстислав Ростропович. Сын композитора Леннокса Беркли и крестник друга отца – великого Бенджамина Бриттена, Майкл словно самой судьбой был предназначен для блестящей композиторской карьеры. По собственному признанию Беркли, при написании нового концерта он вспоминал о своей поездке в Москву в начале 1980-х годов, где ему довелось бывать на концертах совсем юных, но уже знаменитых Вадима Репина и Евгения Кисина. К этим русским впечатлениям добавилось еще одно:

«По пути на один из этих концертов, – рассказывает лорд Майкл, – я заглянул в соседнюю церковь и услышал чудесные распевы. Теперь, когда Борис Андрианов обратился ко мне с просьбой написать для него музыку, эти воспоминания нахлынули и породили первые идеи нового сочинения».

Другим источником интонаций нового одночастного Концерта стал католический григорианский хорал, глубоко родной для композитора, в детстве бывшего певчим в Вестминстерском аббатстве. Использована также музыка из прошлых произведений Майкла Беркли – At A Solemn Wake («Прощание у гроба») для виолончели и фортепиано памяти умершей в 2014 году жены и «Оды» памяти покойных друзей.

Ну и конечно, признается автор, он «слушал записи Бориса и был вдохновлен его музыкальностью и игрой». Все это выразилось в мастерской, увлеченно исполненной Борисом Андриановым и оркестром партитуре, горячо принятой залом.

В дальнейшей программе фестиваля – концерт российско-германского виолончельного квартета «Растрелли» в Малом зале консерватории, инструментально-хоровая программа в Мультимедиа Арт Музее, вечер итальянского камерного оркестра «Солисты Павии» в Большом зале консерватории. Предусмотрены и мастер-классы участников смотра. Завершится же праздник 22 ноября еще одной галереей ярких исполнительских портретов: в зале имени Чайковского выступят в сопровождении оркестра «Русская филармония» под руководством Дмитрия Юровского Миша Майский (Израиль), Ли-Вэй Цинь (Австралия), Юлиан Штекель (Германия) и, конечно, бессменный лидер фестиваля Борис Андрианов.

Сергей Бирюков

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30