симфонический оркестр Москвы
Русская филармония
ГБУК г. Москвы «Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»

Гаянэ Шиладжян: "«Русская филармония» - это трамплин от нуля к какому-то пониманию музыки"

Издание: 
Сetre
Дата публикации: 
Вторник, 30 Июль, 2019

В 2000 году Правительство Москвы учредило Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» — первый и единственный московский большой симфонический оркестр за всю многовековую историю столицы. По назначению Департамента культуры города Москвы инициатор создания оркестра Гаянэ Шиладжян с 2001 года является его директором. На ее плечах также продюсирование, создание новых программ, развитие оркестра и сотрудничество с мировыми звездами. Cetre' поговорил с Гаянэ о работе с музыкантами, об электронной музыке и о киноконцертах Disney.

- Гаянэ, вы стояли у истоков "Русской филармонии". Расскажите, как она создавалась? 

Гаянэ: Эта идея пришла мне в голову в сентябре 1998 года. Сначала был оркестр ТВ-6, по сути, «Русская филармония» - это он и есть. После дефолта телеканал ТВ-6 перестал финансировать музыкантов, и нужно было что-то придумать, чтобы сохранить коллектив. Имея большой опыт работы в области культуры, я проанализировала деятельность концертных организаций Москвы и выяснила, что при всем разнообразии музыкального рынка в столице не было собственного симфонического оркестра. И в октябре 1998 года я написала первое письмо Юрию Михайловичу Лужкову, тогда мэру Москвы, в ноябре было второе письмо. Так и закрутился этот маховик! Очень долго шло согласование, ведь мы должны были войти в бюджет Москвы. И вот 20 апреля 2000 года вышло Постановление № 306 «О создании Государственного учреждения культуры - Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония». В феврале 2001 года я зарегистрировала организацию, и 5 февраля была принята на должность руководителя оркестра. 

- Почему Вы обосновались именно в Доме музыки? 

Гаянэ: Потому что это одна из ведущих концертных площадок Москвы. Мы два года ждали, пока Дом музыки построится, откроется. «Русская филармония» - один из первых коллективов, который въехал сюда. 

-Что изменилось с тех пор в оркестре? Как строится репертуар?

Гаянэ: Ключевой момент в «Русской филармонии» произошёл в 2008 году, когда мы сыграли первый концерт с Джоном Лордом в «Крокусе». После этого концерта я отчетливо поняла, что симфонический оркестр может играть не только симфонии, не только классику. Мы можем исполнять абсолютно любую музыку. Мне нравится разнообразие стилей. Сегодня мы играем и электронную музыку, и рок, и популярные мелодии, и оперные концерты. Моя задача – убедить слушателя, что симфонический оркестр это не скучно. Это классно! Например, мы возрождаем музыкальное наследие XX века. Все мы не вечны, наши кумиры уходят, но музыка не должна уходить в никуда. Я не хочу проводить аналогию с классическими произведениями, с концертами Рахманинова, но на сегодняшний день музыка «Queen», «ABBA» - та же самая классика, просто другого стиля и жанра. Почему бы её не исполнять? Проекты с хитами этих исполнителей в нашем репертуаре пользуются огромным успехом. Мы выступаем с известными исполнителями. Недавно мы работали с Риком Уэйтманом, пианистом группы «Yes». У него колоссальный репертуар именно для симфонического оркестра. Мы отработали концерты с Джоном Лордом, Яном Гилланом. На протяжении нескольких лет сотрудничаем с Би-2, недавно отыграли концерты с Бастой. Сейчас всё больше наших состоявшихся артистов понимают, что весь кайф звучания идёт от живого исполнения, и хотят петь с симфоническим оркестром. Во-первых, это особый энергетический заряд, когда за твоей спиной 80-100 человек оркестра играют, а не четыре человека: барабанщик, две гитары и клавишник. А во-вторых, при качественной работе звукорежиссера получается роскошное звучание!
- Какова ваша аудитория?

Гаянэ: Мне очень важно знать, для кого я работаю! К моему сожалению, в 2004-2005 годах средний возраст нашего зрителя был 55+. В 2018 году наш социологический опрос выявил, что этот показатель за тринадцать лет изменился и стал 35+. Я горжусь этим! Мы не отходим от классических канонов. В нашем репертуаре есть и Рахманинов, и Чайковский, и «Реквием» Верди, и оперные концерты, и мультимедийные проекты, Моцарт, Вивальди «Времена года», Штраус, «Безумные танцы». Но, вместе с тем, мы исполняем золотые хиты рока, песни фестиваля Сан-Ремо, хиты шведских групп. Отдельные программы посвящаем Муслиму Магомаеву, отдавая дань памяти нашему выдающемуся певцу. Недавно в Кремле на нашем концерте ко мне подошла незнакомая женщина и сказала: «А знаете, я много лет назад была на концерте Яна Гиллана, я заядлая рокерша, но вы так классно играете, и я решила послушать классику. Сначала был Рахманинов, потом Штраус. А сейчас я стала настоящим меломаном». А другая женщина заметила: «Я к вам на золотые хиты рока после Рахманинова пришла». Вот так слушатели перетекают из одного жанра в другой. Мне неинтересно работать только для тонких ценителей классической музыки – таких не более полпроцента в Москве. Я же хочу заставить молодежь вытащить из ушей наушники, прийти на наш концерт и услышать живые звуки музыки. Я считаю, что «Русская филармония» - это трамплин от нуля к какому-то пониманию музыки. Когда я буду знать, что минимум двадцать процентов жителей столицы знают, что такое наш симфонический оркестр, и ходят после нас в концертные залы, я буду считать это своей большой победой. 

- Какие новые проекты ожидаются в ближайшее время, над чем вы работаете сейчас?

Гаянэ: Новый сезон 5 октября мы будем открывать премьерой – музыкальным спектаклем «Пер Гюнт» по одноименной пьесе Г. Ибсена. За пультом будет главный дирижер оркестра Фабио Мастранджело. Один из новых проектов, что прозвучит уже в декабре - «Великие британцы» с песнями королей британской рок-музыки – это и Стинг, и Элтон Джон, Джо Кокер, Джордж Майкл и др. Особое волнение и радость для нас – выступать для детей. Совсем недавно у нас был благотворительный концерт для детей, победивших рак. Совместно с DisneyRussia мы играли «Фантазию» Диснея, на экране показывали полюбившиеся всем мультфильмы (среди них и «Король Лев», и «Аладдин»), а саундтрек вживую исполнял оркестр. С этим проектом мы выступаем уже второй год, и я считаю, что именно на таких концертах нужно начинать знакомство ребенка с симфоническим оркестром. Я убедилась, что малыши, глядя на мультяшных героев, сразу понимают, что делают музыканты, и даже вопросов типа «А для чего нужна скрипка?» не возникает: они слышат, как она играет. Однажды, помню, семья с ребенком пришла на концерт «Времена года». Девчушка так расплакалась, что впору было уходить. Я подошла с конфеткой и сказала: «А хочешь, я покажу тебе инструменты?». И эта рева завороженно всё первое отделение просидела у меня на коленях с открытым ртом, не издав ни единого звука. Только попросила меня: «Разверни конфету». Папа сидел абсолютно обалдевший: «Вы просто сотворили чудо!» В антракте мы с ней посмотрели скрипку, контрабас, виолончель. А потом через два года отец с уже повзрослевшей дочкой приходит и говорит: «Мы ходим в музыкальную школу на скрипку». Наш оркестр во многом был первопроходцем. Например, «Русская филармония» много лет назад начала выступать в формате Live Сinema Сoncert: на экране идёт фильм, а мы играем все саундтреки. Мы исполняли «Гладиатор» (первый фильм, который мы сыграли), «Крёстный отец», «Титаник», «Чужие», «Джеймс Бонд», «Властелин колец», «Пираты Карибского моря». Много и детских. Это особая технология, потому что нужно совмещать и текст актеров, и действие, и живую музыку. Перед дирижёром - не только партитура, но и тайм-код: идёт синхронизация с видео. В следующем сезоне мы продолжим этот опыт, а значит, надо постоянно репетировать, чтобы быть в форме.
Читать полное интервью - https://cetre.ru/category/lichnost_v_trende/gayane-shiladzhyan-russkaya-filarmoniya-eto-tramplin-ot-nulya-k-kakomu-to-ponimaniyu-muzyki/
 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31