симфонический оркестр Москвы
Русская филармония

П.Чайковский. С.Рахманинов

Дата и время: 
Суббота, Март 10, 2012 - 18:00
Место проведения: 
Московский международный Дом Музыки. Светлановский зал
Программа: 
П.Чайковский. Симфония № 5 ми минор, соч. 64
С.Рахманинов. Поэма «Колокола», соч. 35
Стихи Э.По, перевод К.Бальмонта
Дирижер: 
Дмитрий Юровский
Солисты: 
Ирина Самойлова, сопрано
Всеволод Гривнов, тенор
Эльчин Азизов, баритон

 «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». (Д. Шостакович)

 Премьера Пятой симфонии П.И.Чайковского, под управлением автора состоялась 5 ноября 1888 года в Петербурге, в концерте Филармонического общества. 10 декабря она была исполнена в Москве, в концерте РМО. В обеих столицах новая симфония имела большой успех у публики, однако мнение критики не было столь единодушным. Симфонизм Чайковского носит лирико-драматический, остроконфликтный характер. Тема борьбы человека за право на счастье является  центральной в его творчестве.  Почти через одиннадцать лет после создания Четвертой симфонии Чайковский вновь обратился к волновавшей его теме. Теперь он хочет решить ее по-иному: вступить в борьбу с роком, преследующим человека в его порыве к счастью,  и победить его. По словам Чайковского, создание симфонии было для него "музыкальной исповедью души".

В 1912 году Рахманинова заинтересовало стихотворение Эдгара По «Колокола» в переводе К. Бальмонта.. С ранних лет увлеченный колокольным звоном и не раз передававший его в своих произведениях, он принимается за сочинение, определив его жанр как вокально-симфоническую поэму в четырех частях, в которой показан весь жизненный путь человека от светлой, полной радостных надежд юности до кончины. При этом на задний план уходит символика, столь значимая у По и Бальмонта. По замечанию одного из исследователей творчества Рахманинова, образы стихотворения «обрели русскую «плоть» и «кровь», сохранив вместе с тем свое обобщенное философско-поэтическое значение». «Колокола»  были впервые исполнены 30 ноября 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора. 8 февраля 1914 года состоялась и московская премьера, в которой приняли участие солисты и хор Большого театра. Успех в обеих столицах был огромным. Поэма «Колокола» принадлежит к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны, в которой отразились тревожные, напряженные настроения начала века.

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31