симфонический оркестр Москвы
Русская филармония
ГБУК г. Москвы «Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»

Открытие сезона

Дата и время: 
Четверг, Октябрь 6, 2011 - 18:00
Место проведения: 
Московский международный Дом Музыки. Светлановский зал
Программа: 
К.Дебюсси. Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна»
С.Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини
И.Стравинский. Жар птица
М.Равель. Хореографическая поэма «Вальс»
Дирижер: 
Дмитрий Юровский
Солисты: 
Евгений Божанов, фортепиано (Болгария)

Сергей Рахманинов - композитор яркого самобытного дарования, гениальный пианист, не имевший себе равных среди современников, выдающийся дирижер - "божество в трех лицах". Популярность Рахманинова при жизни была колоссальной. Одно из самых значительных сочинений Рахманинова, его "Рапсодия на тему Паганини". 24 вариации на широко известную тему  Каприса Паганини могут быть названы его Пятым фортепианным концертом. Премьера состоялась в Lyric Opera House   в Балтиморе 7 ноября 1934 года, партию фортепиано исполнил автор в сопровождении  Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского. В этом концерте Рапсодию исполнит восходящая звезда фортепианного Олимпа XXI века болгарский пианист Евгений Божанов -  лауреат Международных конкурсов имени Святослава Рихтера в Москве,  имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, имени Вэна Клайберна в Форт-Уэрте, XVI Международного конкурса имени Фредерика Шопена в Варшаве. 

Творческая жизнь И. Стравинского - это живая история музыки XX века. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства.  Триада балетов открывает первый - "русский" - период творчества. Он назван так, благодаря проявившимся в это время особенностям музыкального мышления композитора. Как известно, Дягилев предложил Стравинскому создать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принесших ему мировую известность – «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).  Стравинский обратился к русскому фольклору, различные пласты которого своеобразно преломились в музыке каждого из балетов. "Жар-птица" поражает колористически-изощренной щедростью оркестровых красок, яркими контрастами поэтической хороводной лирики и огненных плясов.         «Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного...»  (Д. Шостакович).

В автобиографии Равель писал о хореографической поэме: «Это большой вальс, как бы дань памяти великого Иоганна Штрауса. Я задумал это произведение как своего рода апофеоз венского вальса, впечатление от кружения которого фантастично и фатально. Я поместил этот вальс в обстановку императорского дворца, приблизительно около 1855 года".

Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» была написана Дебюсси на основе одноименной эклоги Стефана Малларме в 1892 г. Произведение Малларме привлекло Дебюсси в первую очередь яркой живописностью мифологического существа, грезящего в знойный день о прекрасных нимфах. Никакого драматического конфликта или борьбы, сюжета или динамичного развития действия — только мир природы с разнообразием его красок и образов. В 1912 г. Вацлав Нижинский поставил «Фавна» в виде хореографической картины. После первого исполнения «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси получил письмо от Малларме: «Ваша иллюстрация "Фавна" не только не диссонирует с моим текстом, наоборот, она превышает его ностальгией, изумительной чуткостью, мечтательностью и богатством».

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31