Moscow City Symphony
Russian Philharmonic

Opening of the IV Moscow International Festival Christmas-fest

Stabat Mater
Date and time: 
Friday, December 12, 2014 - 19:00
Venue: 
Moscow State Conservatory. Grand Hall
Program: 
A. Vivaldi. Stabat Mater
G. Rossini. Stabat Mater
Metropolitan Hilarion. Stabat Mater
Conductor: 
Dmitri Jurowski
Soloist: 
Lyubov Stuchevskaya, soprano
Anna Viktorova, mezzo-soprano
Marat Gali, tenor
Maxim Kuzmin-Karavaev, bass
Yurlov State Academic Choir Chapel of Russia

Medieval Catholic sequence Stabat Mater has been set to music by composers of different epochs and styles, contemporary authors still turn to this immortal text. The Stabat Mater hymn is one of the glories of Medieval Latin religious poetry. This text was created apparently in the XIII century. The authorship is attributed to Franciscan Jacopone da Todi. The first part of Stabat Mater narrates suffering of Mary during Jesus Christ’s crucifixion; the second part is a sinner’s prayer in giving him Heaven after death.

In 1712 Vivaldi was commissioned with composing Stabat Mater for Santa Maria della Pace in his native city Brescia. As usual in Early Baroque music, solo vocal part was written for male voice – castrato or countertenor (nowadays it is sung by deep female voice). Vocal part in spiritual Vivaldi’s motets is distinguished by such virtuosity that it can compete with the violin one for sure, and his solo motets are not coincidentally called “concertos for voice”.

Gioachino Rossini, being a renowned author of such operas as The Barber of Seville, La gazza ladra, Cinderella, and many others, during the last 38 years of his life created only one major composition – Stabat Mater. Stylistically this work is very close to opera genre. Suffice it to hear any aria, ensemble or chorus, as we realize, how Rossini drew spiritual music and opera together. Rossini supposed that in the 19th century “a person prefers heated dialogue with regard to faith, hope, and love to meditation”. Stabat Mater was performed for the first time in Paris in 1842 and it was a great success. Two months later Italian premiere in Bologna was even more triumphant, with Gaetano Donizetti as a conductor.

Metropolitan Hilarion created Stabat Mater in 2008. In his opinion, Stabat Mater is very close to Orthodox Church service, especially, to Holy Week services. “I began to think of this composition while writing St. Matthew Passion. According to Matthew the Evangelist nothing is said about God Mother’s standing at the Cross. I wanted to dedicate my piece to his theme. As the theme of mother’s cry over her child’s sufferings and the theme of the God’s Mother’s Lamentation of the whole world and her prayer to her son, being God by now– are eternal”

Mo Tu We Th Fr Sa Su
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31

симфонический оркестр Москвы
Русская филармония
ГБУК г. Москвы «Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»

Открытие IV Московского Международного фестиваля Christmas-fest

Stabat Mater
Дата и время: 
Пятница, Декабрь 12, 2014 - 19:00
Место проведения: 
Московская Государственная Консерватория. Большой зал
Программа: 
А.Вивальди. Stabat Mater
Дж.Россини. Stabat Mater
Митрополит Иларион. Stabat Mater
Дирижер: 
Дмитрий Юровский
Солисты: 
Любовь Стучевская, сопрано
Анна Викторова, меццо-сопрано
Марат Гали, тенор
Максим Кузьмин-Караваев, бас
Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А.Юрлова

На текст средневековой католической секвенции Stabat Mater композиторы разных эпох и стилей создали сотни сочинений,  и современные авторы продолжают обращаться к этому бессмертному тексту. Молитва Stabat Mater является одной из жемчужин средневековой латинской религиозной поэзии. Этот текст создан, по всей видимости, в XIII в. Его авторство приписывается итальянскому монаху-францисканцу Якопоне да Тоди. Первая часть Stabat Mater повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, а вторая представляет собой мольбу грешника о даровании ему рая после смерти. 

В 1712 году Вивальди получил заказ на сочинение Stabat Mater для церкви Санта-Мария-делла-Паче в своем родном городе Брешии. Как обычно, в раннебарочной музыке, сольная вокальная партия в этом сочинении предназначалась для мужского голоса – кастрата или контр-тенора (сегодня она исполняется низким женским голосом).  Вокальная партия в духовных мотетах Вивальди отличается такой виртуозностью, что вполне может конкурировать со скрипичной, неслучайно его сольные мотеты назвали «концертами для голоса».

Джоаккино Россини, уже будучи прославленным автором таких опер, как «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка», «Золушка» и многих других, за последние 38 лет своей жизни из крупных произведений создал только Stabat Mater. Стилистически  это сочинения очень близко оперному жанру. Достаточно услышать любую арию, ансамбль или хор, как мы понимаем, насколько Россини сблизил духовную музыку c оперой. Россини считал, что в 19 веке «человек предпочитает не размышления, а горячий диалог, откровенный и земной, в отношениях веры, надежды и любви». Первое исполнение  Stabat Mater  состоялось в Париже в 1842 году и прошло c огромным успехом, а два месяца спустя, с еще большим триумфом - итальянская премьера в Болонье, которой дирижировал Гаэтано Доницетти.

Митрополит Иларион создал Stabat Mater  в 2008 году. По его мнению текст Stabat Mater очень близок к православному богослужению, в особенности к службам Страстной седмицы.  «Я задумал это сочинение, когда писал Страсти по Матфею. У евангелиста Матфея ничего не говорится о стоянии Матери Божией у креста. А мне хотелось написать сочинение, посвященное именно этой теме. Потому что тема матери, плачущей о страданиях своего ребенка, и тема Матери Божией, которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к своему сыну, воплотившемуся Богу — это темы вечные», - считает автор. 

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31