симфонический оркестр Москвы
Русская филармония
ГБУК г. Москвы «Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»

Открытие IV Московского Международного фестиваля Christmas-fest

Stabat Mater
Дата и время: 
Пятница, Декабрь 12, 2014 - 19:00
Место проведения: 
Московская Государственная Консерватория. Большой зал
Программа: 
А.Вивальди. Stabat Mater
Дж.Россини. Stabat Mater
Митрополит Иларион. Stabat Mater
Дирижер: 
Дмитрий Юровский
Солисты: 
Любовь Стучевская, сопрано
Анна Викторова, меццо-сопрано
Марат Гали, тенор
Максим Кузьмин-Караваев, бас
Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А.Юрлова

На текст средневековой католической секвенции Stabat Mater композиторы разных эпох и стилей создали сотни сочинений,  и современные авторы продолжают обращаться к этому бессмертному тексту. Молитва Stabat Mater является одной из жемчужин средневековой латинской религиозной поэзии. Этот текст создан, по всей видимости, в XIII в. Его авторство приписывается итальянскому монаху-францисканцу Якопоне да Тоди. Первая часть Stabat Mater повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, а вторая представляет собой мольбу грешника о даровании ему рая после смерти. 

В 1712 году Вивальди получил заказ на сочинение Stabat Mater для церкви Санта-Мария-делла-Паче в своем родном городе Брешии. Как обычно, в раннебарочной музыке, сольная вокальная партия в этом сочинении предназначалась для мужского голоса – кастрата или контр-тенора (сегодня она исполняется низким женским голосом).  Вокальная партия в духовных мотетах Вивальди отличается такой виртуозностью, что вполне может конкурировать со скрипичной, неслучайно его сольные мотеты назвали «концертами для голоса».

Джоаккино Россини, уже будучи прославленным автором таких опер, как «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка», «Золушка» и многих других, за последние 38 лет своей жизни из крупных произведений создал только Stabat Mater. Стилистически  это сочинения очень близко оперному жанру. Достаточно услышать любую арию, ансамбль или хор, как мы понимаем, насколько Россини сблизил духовную музыку c оперой. Россини считал, что в 19 веке «человек предпочитает не размышления, а горячий диалог, откровенный и земной, в отношениях веры, надежды и любви». Первое исполнение  Stabat Mater  состоялось в Париже в 1842 году и прошло c огромным успехом, а два месяца спустя, с еще большим триумфом - итальянская премьера в Болонье, которой дирижировал Гаэтано Доницетти.

Митрополит Иларион создал Stabat Mater  в 2008 году. По его мнению текст Stabat Mater очень близок к православному богослужению, в особенности к службам Страстной седмицы.  «Я задумал это сочинение, когда писал Страсти по Матфею. У евангелиста Матфея ничего не говорится о стоянии Матери Божией у креста. А мне хотелось написать сочинение, посвященное именно этой теме. Потому что тема матери, плачущей о страданиях своего ребенка, и тема Матери Божией, которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к своему сыну, воплотившемуся Богу — это темы вечные», - считает автор. 

 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31